Как художники-постановщики и художники по костюмам создавали «Оппенгеймера»
Художник-постановщик Рут Де Йонг и художник по костюмам Эллен Мирожник работали над проектами, которыми руководили выдающиеся режиссеры. Де Йонг была номинирована на премию «Эмми» за фильм Дэвида Линча «Твин Пикс: Возвращение». Тем временем Мирожник получила премию «Эмми» за фильм «За канделябрами» — одну из шести её совместных работ со Стивеном Содербергом — и разработала костюмы для Стивена Спилберга («Всегда»), Ричарда Аттенборо («Чаплин»), Кэтрин Бигелоу ( «Странные дни» ), Оливера Стоуна ( «Уолл-стрит») и Пола Верховена ( «Основной инстинкт», «Шоугелз» и «Звездный десант»).
Де Йонг и Мирожник вспоминают, как впервые получили 180-страничный сценарий Нолана, основанный на биографии Дж. Роберта Оппенгеймера «Американский Прометей» Кая Берда и Мартина Дж. Шервина. В нём содержалась сокровищница собранных режиссером фотографий Оппенгеймера, его соратников и Лос-Аламоса, города в Нью-Мексико, где будет происходить большая часть фильма. Для Де Йонг работа началась с того, что она вместе с исследователем разобрала сценарий сцену за сценой, место за местом, завешивая стены их отдела историческими изображениями.
«Вы бы видели этот дом, оклеенный картинками от пола до потолка», — говорит Мирожник, добавляя, что это был первый шаг на пути к Оппенгеймеру. Но, по мнению обоих дизайнеров, историческая реконструкция была именно тем, чего Нолан хотел избежать в визуальном словаре фильма. Целью фильма было передать суть реального мира Оппенгеймера, который будет рассказан в основном через собственную, субъективную точку зрения ученого.
Центральным объектом Оппенгеймера является Лос-Аламос, изолированное место Манхэттенского проекта. У производства не было таких же ресурсов и времени, как у правительства США при строительстве городка, в котором разместились ученые проекта и их семьи. Но снимать экстерьеры в реальном Лос-Аламосе было невозможно — Де Йонг отмечает наличие Starbucks и современных торговых центров с лепниной. В итоге художник-постановщик построил десятки зданий в уменьшенной версии города, в котором также размещались офисы различных департаментов.
Изоляция пошла на пользу производству. «Крис и я хотели, чтобы каждое здание было на 100 процентов качественным», — говорит Де Йонг. «Там не было современных машин. Фургоны привозили людей утром и увозили вечером. Ни палаток, ни видеодеревни, ничего. Актеры покидали отель и немедленно теряли связь с сотовой связью. Каждый день ты просто был там, в нём. Никаких отвлекающих факторов не было».
Для Мирожник работа включала в себя оптимизацию гардероба Оппенгеймера на протяжении всего десятилетия фильма. «Я думала, что снимаю исторический фильм. Это был не тот случай», — говорит она. «У Кристофера было видение, и он хотел сделать фильм, который не был бы стилизованным или драгоценным».
Две директивы Нолана с самого начала особенно удивили Мирожника. «Он сказал две вещи: «Я не хочу, чтобы кто-либо носил шляпы, кроме Оппенгеймера, и я думаю, что ему нужно только четыре костюма», — вспоминает она, отмечая, что последний казался «сумасшедшим на протяжении пяти десятилетий». Но по мере развития проекта все это приобрело смысл. «Из-за того, как Крис рассказывает истории, каждое десятилетие нужно было проанализировать и извлечь суть каждого десятилетия. Общий эффект будет заключаться в перемещении между периодами без каких-либо дат перед вами, но у вас всегда будет ощущение перемещения во времени», — говорит она. «Откровенно говоря, это была свобода — создавать персонажей так, чтобы они казались аутентичными тем, кем они были, и реальными для истории, которую мы рассказывали».
Что касается внешнего вида главного героя, Мирожник вспоминает первую примерку со звездой Киллианом Мерфи, во время которой она без особого внимания сшила костюм, пока актер ненадолго находился в Лос-Анджелесе. «Киллиан был моим эскизом. Он был трехмерным», — говорит она, добавляя, что Нолан присутствовал на каждой примерке — редкость для режиссера. «Крис — ваш соавтор, который действительно участвует с вами на всех уровнях. Вы видите, как фильм [снимается] прямо перед вашими глазами».