Студии учатся работать с токсичной фанатской базой франшиз

28 августа Амандла Стенберг, главная актриса сериала «Прислужник» по «Звездным войнам», опубликовала в своих историях в Instagram видео продолжительностью восемь с половиной минут о внезапном решении Lucasfilm не продлевать шоу на второй сезон всего через месяц после трансляции финала первого сезона на Disney+.
«Для меня это не большой шок», — сказала Стенберг. С тех пор, как сериал был анонсирован в 2020 году, продолжила она, «мы начали испытывать всплеск, я бы сказала, гиперконсервативной нетерпимости и язвительности, предрассудков, ненависти и оскорбительного языка по отношению к нам».
Другими словами, «The Acolyte» стал последней заметной целью «токсичного фандома», всеобъемлющего термина, обозначающего ситуацию, когда критика фанатов сворачивается от добросовестного недовольства до неумолимо негативной, часто фанатичной онлайн-кампании против проекта, его звезд или креативных лидеров. В экономике франшизы, которая все больше зависит от устоявшейся преданности аудитории для достижения конечного результата, угроза отравления энтузиазма токсичными фандомами стала, по-видимому, неразрешимой головной болью почти для каждой студии. И становится только хуже.
«Это свойственно всем, но за последние пару лет это стало невероятно громким», — говорит опытный руководитель отдела маркетинга крупной студии. «Люди просто жаждут крови, несмотря ни на что. Они думают, что чистота оригинальной первой версии никогда не будет восстановлена, или вы сделали что-то, что нарушило канон любимой франшизы, и они собираются вас за это покарать».
Иногда токсичные фандомы ведут себя реактивно. Эпизод «Дома дракона», в котором два женских персонажа целуются, и эпизод «Одни из нас», посвященный гей-паре, подверглись критике — практика нападок на такие сайты, как Rotten Tomatoes и IMDb, с негативными отзывами пользователей, которая привлекла внимание широкой публики после премьеры «Звездных войн: Последние джедаи» в 2017 году. А целая экосистема YouTube посвящена объявлению проектов вроде «The Marvels» и «The Boys» «мусором, woke-сообщества».
Столь же часто негативная реакция начинается еще до того, как проект увидел свет: мегатред на Reddit, посвященный возмущению по поводу того, что в «Бриджертонах» на роль возлюбленной Франчески (Ханна Додд) была выбрана чернокожая женщина (Масали Бадуза); оскорбления в социальных сетях в адрес цветных актеров, сыгравших эльфов и гномов в фильме «Властелин колец: Кольца власти»; угрозы убийством в адрес Лесли Джонс во время пресс-тура в поддержку «Охотников за привидениями» в 2016 году.
Возможно, самая большая ирония этого явления заключается в непропорциональном влиянии этих токсичных фандомов по отношению к их фактическому количеству.
«Подавляющее большинство любого фандома — это случайные фанаты», — говорит Джон Ван Ситтерс, вице-президент по развитию бренда Star Trek, который работает с легендарной франшизой с 1990-х годов. «Число людей, которые живут и умирают в своих франшизах, очень, очень мало, а те, кто приходит после вещей, которые они поддерживают, чтобы дышать ядом, — это очень, очень крошечная подгруппа этого и без того небольшой подгруппы фандома. Просто сейчас это гораздо легче увидеть. Я не знаю, действительно ли это намного шире, чем было в 1995 году — просто тогда не было рупора в виде Интернета».
Для некоторых борьба с этим рупором означает делать вид, что они его не слышат. «Особенно когда это негативный, токсичный разговор, мы даже не вмешиваемся», — говорит руководитель отдела телевизионного маркетинга. «Как и в случае с токсичными людьми, вы стараетесь не давать ему слишком много кислорода». Одна из главных проблем заключается в том, что реакция на подобные атаки рискует оттолкнуть фанатов, которые недовольны творческим выбором франшизы, но не перешли к оскорбительному поведению. Поэтому студия может попытаться вместо этого усилить более дружелюбные голоса. «Мы будем отвечать на позитивные комментарии и подсвечивать эти диалоги», — говорит руководитель отдела телевидения.
Тем не менее, токсичные фандомы стали настолько пагубными, что стали фактом жизни для многих — и настолько мощными, что, хотя таланты, руководители и публицисты втайне сетуют на эту проблему, страх непреднамеренно спровоцировать еще одну негативную реакцию удержал несколько студий от обсуждения этой истории даже на заднем плане. (Как выразился один представитель, «Это просто проигрыш для всех»).
Те, кто общался с Variety, согласились, что лучшая защита — это вообще не провоцировать фандомы. Помимо стандартного тестирования фокус-групп, студии соберут специализированный кластер суперфанатов для оценки возможных маркетинговых материалов для крупного проекта франшизы.
«Они очень активны», — говорит руководитель студии. «Они просто говорят нам: «Если вы это сделаете, фанаты отомстят». Эти группы даже заставляли студии менять проекты: «Если еще рано и фильм еще не закончен, мы можем вносить такие изменения».
Несколько инсайдеров студии говорят, что они часто проводят свой талант через учебный лагерь в социальных сетях; в некоторых случаях, когда персонаж намеренно бросает вызов статус-кво франшизы, студии, с разрешения актера, полностью берут под контроль его аккаунты в социальных сетях. Когда дела идут совсем плохо — особенно когда речь идет об угрозах насилия — охранные фирмы стирают информацию о талантах из интернета, чтобы защитить их от доксинга.
В некоторых особенно вопиющих случаях требовался прямой ответ. В 2022 году, после того как актриса «Оби-Ван Кеноби» Мозес Ингрэм осудила сотни расистских сообщений, отправленных ей по поводу её роли — «Никто ничего не может с этим поделать. Никто ничего не может сделать, чтобы остановить эту ненависть», — сказала она, — Lucasfilm опубликовала заявление в своих аккаунтах в социальных сетях, посвященных «Звездным войнам», в котором, в частности, говорилось: «В галактике «Звездных войн» более 20 миллионов разумных видов, не выбирайте быть расистом». Аккаунты «Звездных войн» также поделились видео, на котором звезда «Оби-Вана» Юэн МакГрегор говорит, что оскорбления вызывают у него «тошноту» и что «если вы отправляете ей оскорбительные сообщения, то, по-моему, вы не поклонник «Звездных войн».
Позже в том же году актерский состав «Кольца власти» осудил «беспощадный расизм, угрозы, преследования и оскорбления, которым ежедневно подвергаются некоторые из наших цветных коллег», а актеры из трилогии фильмов «Властелин колец» опубликовали свои фотографии в одежде с ушами существ Средиземья в разных оттенках кожи под сообщением «вам всем здесь рады», написанным на эльфийском языке. Эти усилия, возможно, возымели эффект. В августовском интервью с руководителем Amazon MGM Studios TV Верноном Сандерсом о «Кольцах власти» руководитель сказал, что шоу не сталкивалось с той же расистской враждебностью перед вторым сезоном, которая приветствовала его дебют в 2022 году. «У людей была возможность по-настоящему взаимодействовать с шоу», — сказал он. «В подавляющем большинстве случаев мы увидели, что люди, пришедшие с открытым умом, могут обсуждать и спорить о своих любимых вещах, что выводит нас из зоны неприятных разговоров, которые происходили с некоторыми людьми, у которых могла быть программа, отличная от самого шоу».
Есть еще один способ справиться с токсичными фанатами в Интернете: не входить в него. «Я не в сети, поэтому я защищена», — говорит Элизабет Олсен, которая часто появляется в Marvel («ВандаВижен»). «Для меня позитивный опыт – когда мои дети счастливы. Я игнорирую всё остальное».