В этом же номере опубликованы еще три статьи, описывающие научные данные, полученные во время миссии "Феникса". Аппарат, стартовавший с Земли 4 августа 2007 года, был предназначен для поисков воды на Марсе, поэтому зонд был направлен в приполярный регион, где орбитальный аппарат "Одиссей" нашел подземные залежи льда. Посадка аппарата на поверхность произошла 25 мая 2008 года. В ходе своей миссии аппарат выполнил все возложенные на него задачи и смог проработать почти на два месяца дольше, чем было запланировано изначально. Последние сеанс связи с аппаратом прошёл 2 ноября 2008 года, и 10 ноября этого же года было объявлено об окончании миссии.
Публикация, ведущим автором которой является Джеймс Уитуэй (James Whiteway) из Университета города Йорк в Канаде, посвящена исследованию осадков на Марсе. Ученым благодаря зонду "Феникс" удалось впервые обнаружить достаточно интенсивный водообмен между грунтом и атмосферой.' />

Невидимый снег идет по ночам на Марсе

Невидимый снег идет по ночам на Марсе Данные, полученные автоматическим зондом Phoenix ("Феникс") на Марсе, позволили учеными обнаружить, что каждую ночь на поверхности планеты оседают кристаллики льда, а затем испаряются утром, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Благодаря устройству LIDAR, испускающему лазерные импульсы в атмосферу и детектирующему отраженный свет, ученые смогли обнаружить формирование кристалликов льда в высоких слоях атмосферы, которые оседают на поверхность грунта в течение ночи, а затем, не переходя в жидкое состояние, в течение дня снова превращаются в пары воды. Эти пары воды поднимаются на высоту около четырех километров, где цикл формирования марсианских облаков и выпадения осадков повторяется вновь.

Коллектив ученых под руководством Питера Смита (Peter Smith) из Аризонского университета, ведущего исследователя всей научной программы миссии, описал результаты поисков воды. Оказалось, что водяной лед в этом районе залегает всего в 5-18 сантиметрах от поверхности, причем таяние его в прошлом оказывало влияние на рельеф поверхности. В ходе анализа грунта с помощью двухметрового манипулятора, оборудованного специализированным прибором для отбора мерзлой почвы, ученые установили, что полярный марсианский грунт имеет щелочную среду, благодаря чему в значительной степени адсорбирует пары воды в темное время марсианских суток.

Сам грунт состоит главным образом из солей и минералов, содержащих молекулы воды в структуре, потому их формирование в прошлом практически наверняка происходило под воздействием жидкой воды, необходимой для формирования живых систем, похожих на те, что существуют на Земле.

Ученые во главе с Уильямом Бойнтоном (William Boynton) из Аризонского университета, ставшие авторами третьей публикации, нашли карбонатные минералы в грунте Марса. На Земле эти минералы формируются в ходе процессов выветривания почвы с участием воды и атмосферного углекислого газа. По мнению авторов статьи, аналогичные процессы могли протекать и на Марсе.

Кроме того, исследователям под руководством Майкла Хечта (Michael Hecht) удалось идентифицировать типы солей, формирующих грунт полярной области, которую исследовал Phoenix. Ученые обнаружили хлор как в форме хлорида натрия - знакомой всем поваренной соли, - так и в форме перхлоратов - высокорастворимых в воде солей, которые некоторые организмы экстремофилы на Земле используют в качестве основного источника энергии для существования.

Ученые полагают, что обнаруженные ими климатические закономерности современного Марса, а так же свидетельства, говорящие о теплом и влажном прошлом планеты, существенно сближают его с Землей. Авторы статей полагают, что в те времена, когда Марс был существенно более влажной планетой, на нем могла зародиться жизнь, которая в виде микроорганизмов может существовать до сих пор.

"Эволюция - это очень мощная движущая сила природы. Если жизнь когда-то на Марсе и зародилась, она до сих пор может существовать в некоторых экологических нишах," - сказал Смит, слова которого приводит пресс-служба Аризонского университета.
4 июля 2009