Выкуренные сигареты навсегда оставляют след в организме. Даже у отказавшихся от пагубной привычки тридцать лет назад людей организм продолжает страдать, а риск некоторых заболеваний, например, рака лёгкого остается высоким. К такому выводу пришли учёные из Канады. По их словам, они нашли молекулярное объяснение тому, что риск возникновения рака лёгкого, а также других лёгочных недугов у бывших курильщиков повышен.' />

Организм курильщика после отказа от табака полностью не восстанавливается.

Организм курильщика после отказа от табака полностью не восстанавливается.Учёные выяснили: организм курильщика после отказа от табака полностью не восстанавливается. Даже если человек бросил курить 30 лет назад, часть его генов работает неадекватно!

Как сообщили эксперты Центра раковых исследований Британской Колумбии в Ванкувере, у курильщиков изменяется процесс преобразования генной информации в структуры и функции клетки (так называемое генное выражение). Соответственно, активность генов становится ненормальной. То есть преобразование ДНК в белки, определяющие течение различных болезней, у курильщиков также не соответствует тому, что происходит в организме никогда не курившего человека.

Теперь же учёные выяснили, что изменения генного выражения присутствуют не только у тех, кто регулярно смолит, но и у тех, кто уже давно отказался от табачной продукции.

Когда человек бросает курить, его организм начинает уничтожать те повреждения, которые нанесло курение. Однако вопреки расхожим представлениям, популярным среди самих любителей табака, не все системы организма могут в полной мере восстановиться. Если риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний постепенно возвращается к «некурящему» уровню, то дыхательная система не может восстановиться столь быстро, и риск развития нарушений дыхания (например, эмфиземы), а также рака лёгкого еще через много лет после отказа от курения будет выше, чем у некурящего. «Бросив курить, вы можете снизить риск развития недугов, но этот показатель никогда не вернётся к нулевой отметке», – заметил биолог Центра раковых исследований Британской Колумбии Радж Чари, который специализируется на изучении биологии и генетики раковых заболеваний.

Чари с коллегами взяли соскоб дыхательных путей у четырех никогда не куривших людей, восьми курильщиков, а также двенадцати бывших курильщиков, которые отказались от пагубной привычки от года до тридцати двух лет назад.

И выяснили, что в организмах бывших курильщиков некоторые гены с измененным выражением вернулись к прежним уровням активности, однако еще 124 гена продолжали работать так же, как у активных курильщиков.

Среди «неверно» функционировавших генов оказались и те, которые имеют отношение к болезням лёгких. В частности, плохо работали гены, регулирующие цикл клеточного деления. Подобные нарушения, в частности, характерны для больных хроническим бронхитом или эмфиземой. Также у бросивших осталась на низком уровне работа нескольких генов, которые отвечают за ремонт ДНК.

По словам исследователей, другим объяснением изменения генного выражения могли бы стать болезни, поскольку все 12 бывших курильщиков, принявших участие в исследовании, выкуривали, по крайней мере, по пачке сигарет в день в течение 30 лет и больше. И у всех медики обнаружили хронический бронхит или эмфизему. Однако Чари и его коллегам пришлось признать, что генное выражение совершенно не коррелировало с серьезностью заболеваний.

Американские специалисты подтвердили работу канадских коллег. Автор пока неопубликованной работы, специалист по заболеваниям лёгких Аврам Спира из Университета Бостона (Массачусетс) также установил, что генное выражение у бывших курильщиков меняется. Причём в его работе приняли участие люди, в настоящее время не имеющие проблем со здоровьем.

«Клетки дыхательных путей изменяются на молекулярном уровне, эти изменения сохраняются в течение долгих лет после отказа человека от курения», – отметил Спира, комментируя работу канадских коллег.

По мнению учёного, подобные исследования чрезвычайно важны, но сами по себе не могут объяснить причинную зависимость между изменением активности генов и возникновением заболеваний лёгких. Чтобы найти эту зависимость, Спира сейчас планирует начать новое исследование. На примере группы курильщиков, которые во время наблюдения откажутся от табака, он хочет проследить, как меняется генное выражение и риск возникновения заболеваний у курильщика до и после того, как он бросает курить.
16 сентября 2007