

Танки специального назначения
Известно, что созники в первый день высадки понесли значительно меньшие, чем ожидалось, потери - 9 тысяч убитыми и ранеными вместо 30-40 тысяч ожидаемых. Примечательно, что существенно большие, чем британцы, потери понесли американцы, которые пренебрегли разработками "младшего брата" и нередко оказывались неготовыми к тому, чтобы быстро преодолеть сильно укрепленную полосу обороны, не подставляя под огонь беззащитную пехоту.
Вниманию читателя предлагается краткий обзор наиболее примечательных машин инженерного назначения в составе бронетанковых сил, отлично зарекомендовавших себя во время боевых действий в Западной Европе и, в меньшей степени, в Северной Африке и Италии.
Танки с разрушающими зарядами
Большинство этих танков были представлены машинами марки "Черчилль". Заряды размещались на специальной раме, удерживаемой впереди танка (общее название рамы - Jones Onion) (рис. 1). В боевых условиях рама упиралась в объект разрушения (ДОТ, бетонная стена, надолб, здание и пр.) и заряд приводился в действие (рис. 2, 3). Удерживаюшие раму боковые конструкции затем могли быть сброшены. Было разработано несколько разновидностей несущих заряды рам - от простых фронтальных, состоящих из одной "руки" и несущих небольшой заряд (Carrot - Морковка), до очень мощных, на которых могло быть размещено до 816 кг взрывчатки (Goat - Козел). В этом случае сам танк мог после установки заряда сбросить раму, сдать назад и привести заряд в действие с некоторого расстояния во избежание повреждений.
Танки, предназначенные для расчистки минных полей
Среди танков этого типа наиболее простыми считались машины, несущие торпеды "Бангалор" - простые металлические трубы длиной около 1.5 м, заполненные взрывчаткой и закрытые с обеих сторон. Трубы могли быть собраны в длинные колонны (Snake - Змея) за счет использования специальных креплений на обоих концах. Позднее были созданы более длинные секции длиной 6.1 м, которые могли быть собраны в трубу длиной до 366 м. Обычно танк затаскивал собранные в колонну трубы на минное поле, после чего заряд приводился в действие, расчищая проход шириной до 6.4 м. Применялось и выталкивание колонны труб на минное поле впереди танка, но в этом случае колонна была значительно короче - до 122 м.
Разновидностью "змеи" были шланги, заполненные взрывчаткой и перевозимые в прицепах (Tapeworm - Глист). Шланг просто разматывался сзади двигающегося по минному полю танка и затем подрывался. Ближайшие к танку первые 15 м шланга были заполнены песком в целях безопасности. В большинстве случаев носителями "змей" были танки Черчилль и Шерман.
Использование вала с цепями для обезвреживания мин

Идея использования цепей на валах для траления мин принадлежала южноафриканскому инженеру А. С. Дж. Дю Тойту. Вал устанавливается на специальной конструкции впереди танка и ему передается вращение от двигателя машины. Удары цепей о землю вызывают детонацию мин. Первый удачный опыт применения подобных тралов был приобретен в 1942 году в Северной Африке. Первые тралы этого типа носили название "Скорпион", устанавливались на танках Матильда и приводились во вращение воспомогательным мотором, расположенным в правой части танка. Скорпионы применялись во время боев за Эль-Аламейн в 1942 году и в более поздних операциях. Была даже безбашення версия Матильды, предназначенная исключительно для расчистки минных полей этим методом.
Подобные тралы позднее устанавливались на танках Грант и Валентайн, но наибольшее распространение получили так называемые "Крабы", установленые на Шерманах (рис. 4, 5). Вал приводился в действие основным двигателем и имел на краях специальные диски для резания колючей проволоки. Примечательно, что в 1944-45 большое количество Шерманов с Крабами было предано американцам.
Все вышеупомянутые разновидности танков, предназначнных для расчистки минных полей, пришли на смену так и не получившим широкого применения танкам, использовавшим катковые тралы. Эти танки показали невысокую эффективность во время боевых действий в Северной Африке и были, в основной массе, сняты с вооружения.
Специальные танки в бою
Танки инженерного назначения были сконцентрированы в 79-й бонетанковой дивизии, созданной в сентябре 1942 года. В просторечии их называли "Funnies" - Смешные Штуки. Сама дивизия отличалась духом товарищества на фоне сильного и жесткого "дедовства", типичного для британских бронетанковых войск в годы ВМВ. Любое предложение военнослужащего любого ранга подлежало рассмотрению, танкисты были отлично обучены всем возможным методам ведения бевых действий. Командовал дивизией генерал-майор Перси Хобарт, энергия которого сыграла огромную роль в обучении и становлении этого выдающегося подразделения британских бронетанковых войск. В период высадки машины этой дивизии были распределены среди наступающих частей британской и канадской армий.
Шерман ДД (Duplex Drive - с двойным приводом или плавающий танк) ( рис. 6 - Шерман ДД с раздвижным брезентовым экраном для усиления плавучести)

был предназначен для огневой поддержки танков инженерного назначения (общий термин - AVRE - Armoured Vehicles Royal Engineers - Бронетехника Королевских Инженеров (Саперов)). Экипажи этих танков были специально обучены ведению огня по амбразурам немецких орудийных дотов. Это было сложной задачей, с учетом того, что немецкие доты были нацелены не в сторону моря, а параллельно берегу, что делало танки очень уязвимыми. Для подавления дотов использовались мортиры Петарда (последние устанавливались также на танках Черчилль), выстреливающие снаряды диаметром 290мм и весом 18.1кг (рис. 7) (в просторечии - Flying Dustbins - Летающие Урны). Максимальная дальность полета такого заряда была лишь 73 м.
В Нормандии Шерман-Крабы шли в самой передовой линии высадки группами 4-5 машин под огневым прикрытием Шерманов ДД. Они двиглись с небольшой скоростью (всего 2.4 км/час), обеспечивая полную расчистку минных полей. Вслед за ними двигались специальные машины AVRE (см. ниже), укладывающие маты для продвижения колесных машин по неровной поверхности, перепаханной танками передней линии и огнем противника. Шерман-Крабы обычно достигали бетонированого противотанкового вала и уступали место танкам с разрушающими зарядами.
Шерман-Крабы, естественно, несли тяжелые потери, поэтому в резерве всегда были дополнительные машины, готовые занять место подбитого или поврежденного танка.
Шерманы ДД и Шерман-Крабы сопровождались танками другого типа, предназначенными для преодоления рвов и подавления огневых точек разного плана. Среди последних выделялся Черчилль-Крокодил (Churchill Crocodile) - чисто огнеметный танк, выстреливающий пламя на расстояние до 120м (чаще - до 73м). Несмотря на то, что их боевая эффективность оценивалась очень высоко, система высокого давления для подачи горючей смеси нередко страдала от протечек и поломок.
Танки, укладывающие фашины и маты нашли широкое применение в ходе высадки в Нормандии. В основном, это были машины Черчилль, но иногда применялись и Шерманы.
Фашины (связки хвороста, с древних времен использовавшиеся лдля заполнения рвов и траншей) применялись танками еще во время ПМВ, они применялись и после высадки в Нормандии. Преимуществом этого метода являлась возможность использовния местного леса для изготовления фашин. Нередко использовались небольшие пучки хвороста, скрепленные проволокой и разворачивающиеся в дорожку (рис. 8). Эти дорожки могли после использоваться колесными машинами. По этому принципу действовали и танки-бревноукладчики.
Танки-ковроукладчики (carpetlayers) впервые использовались под Дьеппом, и, значительно более широко, - в Нормандии. Ковры (маты, матовые дорожки), изготовленные из конопли и джута, разматывались и укладывались вслед за танком (рис. 9) со специальных бобин и обеспечивали прохождение колесного транспорта, а наброшенные на колючую проволоку, сильно облегчали и ускоряли прохождение пехоты. Следует отметить, что эти дорожки предназначались только для кратковременного использования и быстро разрушались проходящим транспортом.
Среди машин AVRE в небольших количествах использовались танки со специальными плугами Bullshorn для траления противотанковых мин (рис. 10).
Чаще всего они устанавливались на танки Черчилль MK III и IV, полностью переоборудованные для инженерных целей (Churchill AVRE). Вместо пушки на танке была мортира Петарда (Petard Mortar) или огнемет, машина буксировала за собой цистерну с горючей смесью (огнеметный вариант), прицеп или сани для зарядов и другого инженерного снаряжения (рис. 11). (Машина оставалсь в строю до середины 1950-х и принимала участие в боевых действиях в Корее).
Другой редкой машиной AVRE был танк-мост - bridging tank ARK (Armoured Ramp Carrier) Mk I. Обычно это был танк марки Черчилль без башни, на который устанавливался раскладывающийся мост. Гусеницы Черчилля были защищены сверху бревнами. Позднее в строй вошел ARK Mk II, использующий удлиненные заднюю и переднюю секции раскладывающегося моста, который мог быть использован и более широкими машинами (по сравнению с Mk I). Вообще, танки этого назначения испытали много модификаций (рис. 12, 13).
Последней рассматриваемой в данных заметках разновидностью танков специального назначения являются танки ARV (Armoured Recovery Vehicle). Они предназначались для буксировки подбитых и поврежденных машин с поля боя или вытаскивания машин, увязших в грязи, болотах или зыбучих пляжных песках.
На фотографиях и в документальных фильмах эти машины бросаются в глаза благодаря частому отсутствию на них башен или даже пушек. Для этих целей использовались танки Шерман, Черчилль и Кромвель, снабженные лебедками и даже кранами. Наиболее заметной модификацией Шермана, использовавшегося в этих целях, был "пляжный" Шерман BARV (Beach Armoured Recovery Vehicle) (рис. 14). Всего было изготовлено 66 подобных машин, имеющих специальную невращающуюся высокую башню, позволяющую ему оперировать в воде на глубинах до трех метров. Многие команды этих машин включали водолазов, задачей которых было закрепление буксировочного троса. Машины отлично проявили себя во время высадки в Нормандии и оставались в строю и после ВМВ, получив наименование Sea Lion (по иронии судьбы совпавшее с наименованием так и не состоявшейся операции германского военного командования по высадке на побережье Великобритании).
В целом боевая эффективность машин AVRE оказалась столь высокой, что командиры десантировавшихся частей через несколько дней после высадки просто не хотели возвращать их командованию 79-й дивизии, пытавшемуся собрать их в единое подразделение.
Возвращаясь к многочисленным и горячим дискуссиям, которые имели место на русских Военно-Исторических Форумах в Интернете в 1999-2001 годах, автору заметок хотелось бы подчеркнуть еще раз, что высадка немецких войск на берега Англии в 1940 году (даже без учета подавляющего превосходства Королевского ВМФ над Кригсмарине и отсутствия у немцев превосходства в воздухе) окончилась бы для них катастрофой, и, в немалой степени, из-за отсутствия у немцев бронетехники специального назначения. На зыбучих песках приливно-отливных берегов южной Англии, в маршевых болотах устья Темзы и под обрывистыми известняковыми клиффами высотой в десятки метров Вермахт потерпел бы жестокое поражение, понеся огромные потери. Очевидно, что германское командование прекрасно это понимало, отложив операцию на неопределенный срок, а после 22 июня 1941 года навсегда оставив подобные планы.