РЕКЛАМА

Белорусская оппозиция выражает отчаяние после подтасованных выборов ("Newsweek", США)

Белорусская диссидентка Анастасия Положанко шепотом – она понимала, что ее может прослушивать тайная полиция, - спрашивала у гостей, не помогут ли они ей организовать свадьбу с ее женихом – находящимся за решеткой лидером оппозиционного Молодого фронта? 21-летняя женщина, которую Хиллари Клинтон в прошлом году наградила престижной Международной женской премией за храбрость (International Women of Courage award), беседовала с представителями Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), прибывшими в бывшую советскую республику наблюдать за парламентскими выборами. Они пришли в построенную в советские времена минскую гостиницу «Юбилейная», чтобы послушать оппозиционеров, которые хотели рассказать о пугающих тенденциях в правлении президента Александра Лукашенко.
Белорусская оппозиция выражает отчаяние после подтасованных выборов ("Newsweek", США)


Положанко говорила о своем женихе Дмитрии Дашкевиче, и ее лицо не выражало никаких эмоций. Он был арестован в 2010 году, накануне крупной акции протеста против Лукашенко и с тех пор остается в тюрьме. Половину своего срока он провел в одиночном заключении. Недавно его приговор был увеличен на один год – власти утверждают, что он нарушал тюремные правила. По словам Положанко, он сталкивается с эмоциональными и физическими трудностями, и адвокату редко позволяют с ним видеться. Однако она не рассказала своим собеседникам, что у них с женихом нет иллюзий, что они не рассчитывают на скорый конец режима Лукашенко и не ожидают для Белоруссии ничего хорошего.

История Положанко до тревожного обычна для Белоруссии, где Лукашенко, которого «называют последним диктатором Европы» и которого этим летом не пустили на Олимпиаду из-за европейских санкций, введенных за предполагаемые нарушения прав человека, жестоко подавляет оппозиционное движение. С 2010 года в тюрьму попали 14 лидеров инакомыслящих, еще десятки бежали в Польшу, Лондон и Литву, чтобы избежать преследований. Между тем власть президента по-прежнему остается неограниченной. На прошлой неделе во время выборов независимые наблюдатели обвиняли правительство в фальсификациях, а две оппозиционные партии бойкотировали голосование, по итогам которого все места в белорусском парламенте заняли сторонники Лукашенко.

Остаться в Белоруссии, где существует угроза попасть в тюрьму, или отправиться в изгнание – такой выбор стоит сейчас перед критиками Лукашенко. Положанко и ее жених вряд ли могли представить себе такую ситуацию два года назад. Тогда эта пара воплощала собой упорный дух сопротивления. Каждый Валентинов день они украшали себя белыми ангельскими крыльями и вели сотни демонстрантов протестовать в центр города. Их акции едва заметно намекали на сомнительную личную жизнь Лукашенко (президент предпочитал показываться на каждом официальном мероприятии с новой юной красоткой, официальная первая леди давно исчезла, к тому же ходили слухи, что личный врач Лукашенко – мать его младшего сына). Ведя толпы в начале 2010 года на Площадь свободы, пара скандировала: «Мы верим! Мы сильны! Мы победим!»

10 месяцев спустя, во время подтасованных президентских выборов, началось насилие. Оппозиционных кандидатов арестовывали и избивали, а милиция агрессивно разгоняла толпы, выходившие протестовать. В том декабре Наталья Радина – редактор оппозиционного сайта «Хартия-97» и бесстрашный лидер протестов – была, по ее собственным словам, так жестоко избита милицией, что получила сильное сотрясение мозга. Кроме того, власти ее арестовали и ей, как она рассказывает, пришлось неделями спать на полу тюремной камеры, притом, что у нее из обеих ушей шла кровь. Когда в прошлом году Радину, наконец, выпустили из тюрьмы, она покрасила свои рыжие волосы, избавилась от сотового телефона и других личных вещей и ускользнула через границу с Россией. Президент Дмитрий Медведев в итоге помог ей бежать в Европу —что было странным шагом, если учесть тесные связи Лукашенко с Кремлем. Она сообщила Newsweek, что она сейчас живет в изгнании, как и еще десяток белорусских лидеров, которые продолжают «бороться с Лукашенко в интернете, в надежде, что вскоре смогут вернуться домой».

Радина входила в число 40 активистов, приговоренных к лишению свободы после протестов 2010 года. Большинство оппозиционеров с тех пор постигли личные и политические трагедии. Дашкевич лишился матери, пока находился в тюрьме. У отца Положанко случился сердечный приступ, когда ее в прошлом году судили, а ее брат лишился работы в национальном банке, вероятно, из-за родства с «пятой колонной», как Лукашенко называет своих критиков. Прошлой весной Андрей Санников—один из четырех арестованных бывших кандидатов в президенты—заявлял, что тайная полиция угрожала ему, говоря, что его жену – журналистку Ирину Халип – и сына могут убить. С тех пор Санникова и Халип отпустили на свободу – по его мнению, «благодаря санкциям ЕС» - однако он вышел похудевшим на 20 килограммов и со сломанной ногой. Хотя Санником мог бы уехать из страны для лечения, Халип говорит, что они не покинут Белоруссию, несмотря на то, что она живет под частичным домашним арестом и что тайная полиция наносит к ней визиты, проверяя, находится ли она в своей квартире к 10 часам вечера.

По данным опросов, проводившихся независимым социологическим институтом НИСЭПИ, 54 % белорусов думали о том, чтобы покинуть свою страну – по крайней мере, на время. Оппозиция по большей части загнана в подполье. Время от времени диссиденты собираются в галерее «У» - выставочном зале, совмещенном с книжным магазином и кафе, - поговорить об искусстве и правах человека и помечтать о другом будущем для Белоруссии. Однажды вечером на прошлой неделе интеллигенты пришли туда, чтобы обсудить отчуждение большинства белорусов от политики. По словам многих из них, они утратили иллюзии, когда КГБ в прошлом году (как в Белоруссии до сих пор называют тайную полицию), предположительно, похитил и подверг пыткам трех украинок из движения «Фемен», активистки которого устраивают протесты топлесс, организовавших в Белоруссии демонстрацию против Лукашенко. Сам КГБ отрицает, что похищал активисток. Многие также говорили, что бессмысленно выступать против президента, если исход выборов всегда остается одним и тем же – Лукашенко побеждает, а его противники оказываются в тюрьме. «Устав от жестокой реальности люди затыкают уши и уходят в свои личные маленькие миры», - считает Алесь Антипенко, ректор «подпольного университета» - скрытного образовательного заведения, преподающего литературу, поэзию и философию на белорусском языке.

Некоторые диссиденты клянутся сохранить боевой дух. Татьяна Короткевич, единственная женщина, выставившая свою кандидатуру от оппозиции на последних выборах в Минске, говорит, что она убеждена: «Машина власти Лукашенко допускает ошибки и разрушается». Несмотря на это, продолжают звучать тревожащие обвинения, связанные с нарушениями прав человека. Недавно появилась информация о том, что в лукашенковских исправительных колониях мужчин-заключенных заставляют часами стоять голыми в ледяных камерах. Эта тактика не удивляет Анатолия Лебедько, лидера белорусской Объединенной гражданской партии. «Они сказали мне, что, если я буду с ними сотрудничать, пытка прекратится, - вспоминает он время, которое провел в тюрьме. – Я пообещал, что, скорее, отгрызу себе правую руку, чем что-нибудь им скажу». Лебедько предпочел бойкотировать прошедшие в прошлом месяце выборы, которые, по его мнению, не могли не быть «сфальсифицированными и подтасованными».

В день выборов Минск выглядел очень похоже на старые советские времена: улицы украшали гигантские флаги и плакаты «Слава труду», за журналистами в городе следила тайная полиция, конфисковывавшая технику и депортировавшая некоторых репортеров, которые прибыли освещать выборы. Громкоговорители в супермаркетах провозглашали: «Граждане, не забудьте придти и проголосовать». Лукашенко со своим 7-летним сыном Николаем—оба в одинаковых строгих темных костюмах — вместе проголосовали перед камерами, а наблюдатели ОБСЕ назвали выборы «инсценированными». Тем не менее, впервые за 18-летнее правление Лукашенко оппозиция даже не попыталась организовать протест.

День выборов закончился, и наблюдатели ОБСЕ приготовились покидать Белоруссию. Глава наблюдательной миссии не смог помочь Положанко и ее жениху, который уже четыре дня продолжал голодовку в Мозырской колонии, пожениться , однако выразил надежду, что их свадьба скоро состоится «в каком-нибудь более приятном, чем тюрьма, месте».
7
2026
2 октября 2012
Смотрите также:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Комментарии

Brenwen
2 октября 2012 16:33
Мля, сколько пафоса. Тьфу.

tupik
2 октября 2012 18:53
какая нахрен "опозиция"...
wink

;ora
2 октября 2012 19:27
была, по её собственным словам
АХРЕНЕТЬ ОЧЕНЬ ДАЖЕ ВЕРЮ ЕЁ

DarkWolf112
2 октября 2012 22:48
эТОТ Пиздеж уже достал , бля...ь посмотрите на свою демакратическую европу и забейтесь под шкаф , чтоб вас небыло слышно и видно. Ебан..е какието там кастратттты...

KripeLex
3 октября 2012 00:24
Jake Blues,
())))))))))(((((((((())))))))

Давайте больше скобок. Они делают вашу речь еще весомее.
Из под маминой цыцки вынирни, щен, потом пасть открывай.

Bhakti
3 октября 2012 11:46
Borisik63,
уважайте труд людей,кто улицы подметает,а кто-то в опозиции работает,каждый зарабатывает как может)

alexxlaemeh1
3 октября 2012 20:27
Цитата: Zzombik
Можно подумать, что наша страна хоть каким-то боком представляет угрозу для США...Была бы у нас нефть, то можно было бы посудачить будто "им нужна нефть, вот и прессуют нас!"А так... Ну зачем мы нужны США?

Америка свою инфляцию (печатание ничем не обеспеченных долларов) переносит в страны третьего мира, к коим мы и относимся. Дали взятку министру, страна взяла кредит в долларах. Чтоб расчитаться с кредитом в долларах + проценты - нужно ещё долларов занять. И так - до момента, пока кредиторы не заберут заводы/землю/мОзги страны "за долги".
Угроза - это если их нахер посылают с их кредитами - это для них угроза. И отсутствие демократии. И вообще плохо, надо пару бомб скинуть на несговорчивого Саддама (Ирак Иран и прочие несговорчивые страны).
Вторник, 21 Января
USD 0.0000
EUR 0.0000
RUB 0.0000
pass666 710018 минут назад Это всё моя жена писала pass666 710024 минут назад Ляйсан, я люблю тебя ASD2 710025 минут назад На самом деле это вопрос сложный. Предложил бы не затрагивать чувствительных тем, ибо сейчас это красный флаг. А нейтральными комментами мы поддержим площадку.

Спасибо!
Всем добра
Flint 710069 минут назад От такого великолепия аж высраться захотелось, какая же красота. Flint 710075 минут назад Ага, 1000 баксов за эту парашу? дайте 6!) xexun 710159 минут назад Нищета, разруха, никаких систем оповещения. Ничего удивительного, жаль погибших xexun 710182 минут назад Американцам нужен комфортный транспорт, который не потеряется под 150 кг тушей. Для азиатского региона норм, для штатов - только как прикол. Бензиновая версия старая была у них, она интересно выглядит до сих пор fynjifvjkjltw 710256 минут назад Фентаниловые амеры,которые пропагандируют чуть ли не с детсада пидарасню и трансвеститство всякое и тут же запрещают чпокаться бабе и пацанёньку у которого уже встаёт на женщин. Бред какой то!
Новости от партнеров
Сейчас на сайте
16 пользователей, 609 гостей